Понятие об информации
Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера.
Человек получает информацию из окружающего мира и на основании этой информации формирует свое представление о нем, то есть создает информационную картину мира.
Информация – это
1.в переводе с латинского языка (informatio) – разъяснение, изложение;
2.для конкретного человека – интересующие его сведения об окружающем мире;
3.в широком смысле слова – отражение реального мира, выражаемое в виде сигналов и знаков;
Виды информации
По
способу восприятия
|
По
форме представления
|
По
субъектам обмена
|
По
общественному значению
|
визуальная
(зрительная)
аудиальная
(звуковая)
обонятельная
(запахи)
вкусовая
тактильная
|
числовая
текстовая
графическая
звуковая
анимационная
|
социальная
социотехническая
техническая
биологическая
генетическая
|
личная
специальная
общественная
|
создавать |
принимать |
комбинировать |
хранить |
передавать |
копировать |
обрабатывать |
искать |
воспринимать |
формализовать |
делить на части |
измерять |
использовать |
распространять |
упрощать |
разрушать |
запоминать |
преобразовывать |
собирать |
и т. д. |
Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.
Расширять свой кругозор
Информация - от латинского informatio - сведения, разъяснения, изложение.
Под информацией в философии понимают отраженное разнообразие, возникающее в результате взаимодействия объектов.
Под информацией в быту (житейский аспект) понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка).
Под информацией в технике понимают сообщения в форме знаков или сигналов, хранимые, передаваемые и обрабатываемые с помощью технических устройств.
Под информацией в теории информации понимают не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существующую до их получения неопределенность. Информация - это снятая неопределенность (К.Шеннон).
Под информацией в кибернетике (теории управления) понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, то есть в целях сохранения, совершенствования, развития системы (Н.Виннер).
Под информацией в семантической теории (смысл сообщения) понимают сведения, обладающие новизной.
Под информацией в документалистике понимают все то, что так или иначе зафиксировано в знаковой форме в виде документов.
В информатике информацию рассматривают как продукт взаимодействия данных (зарегистрированных сигналов) и методов их обработки, адекватных решаемой задаче.
Информация нужна человеку не вообще, а конкретно в нужное время для ориентирования в окружающем мире и принятия решений о своих дальнейших действиях.
Впервые как научное понятие термин “информация” стал применяться в теории журналистики в 30-х годах нашего века, хотя в исследованиях по библиотечному делу он появился еще раньше. Под информацией понимались разнообразные сведения, сообщения. Затем его “взяла на вооружение” наука об оптимальном кодировании сообщений и передачи сигналов по техническим каналам связи.
В основанной американским ученым Клодом Шенноном математической теории информации (около 1948 года) под информацией понимались не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существующую до их получения неопределенность (неизвестность). Каждому сигналу в теории Шеннона соответствует вероятность его появления. Чем меньше вероятность появления того или иного сигнала, тем больше информации он несет для потребителя. В обыденном понимании, чем неожиданнее новость, тем больше ее информативность. Была предложена и формула для вычисления количества информации в передаваемом сообщении.
Но математическая теория информации не охватывает всего богатства содержания информации, поскольку она отвлекается от содержательной (смысловой, семантической) стороны сообщения. С точки зрения этой теории фраза в 100 слов из газеты, пьесы Шекспира или теории Эйнштейна имеют приблизительно одинаковое количество информации.
Советский математик Ю. Шрейдер предложил оценивать информацию по увеличению объема знаний у человека под воздействием информационного сообщения. Академик А.А. Харкевич предложил измерять содержательность информации по увеличению вероятности достижения цели после получения информации человеком или машиной.
В некоторых физических и химических теориях информация определяется как отраженное разнообразие. Говоря научным языком, отражение заключается в таком изменении одного материального объекта под воздействием другого, при котором все особенности отражаемого объекта каким-либо образом воспроизводятся отражающим объектом. В процессе отражения и происходит передача информации. То есть информация - это результат отражения. В соответствии с этим взглядом информация существовала и будет существовать вечно, она содержится во всех элементах и системах материального мира. Информация, наряду с веществом и энергией, является неотъемлемым атрибутом материи.
В кибернетике - науке об управлении в живых, неживых и искусственных системах связывают понятие информации воедино с понятием управления (Н.Винер, Б.Н.Петров). Информация является обозначением содержания, полученного из внешнего мира в процессе приспособления к нему наших чувств. Информацию составляет та часть знаний, которая используется для ориентирования, принятия решений, активного действия, управления, то есть в целях сохранения, совершенствования и развития системы.
Данная концепция отрицает существование информации в неживой природе, не дает ответы на вопросы: являются ли информацией неиспользуемые знания, является ли неосмысленные (как в ЭВМ) данные информацией. Для преодоления этих трудностей академик В.П.Афанасьев ввел понятие информационных данных. Информационные данные - это всякие сведения, сообщения, знания. Они могут храниться, перерабатываться, передаваться, но характер информации они приобретают лишь тогда, когда получают содержание и форму, пригодную для управления и используются в управлении.
Дальнейшим развитием математического подхода к феномену “информация” послужили работы логиков Р.Карнапа и И.Бар-Хиллела, отечественного математика А.Н.Колмогорова и многих других. В их теориях понятие информации не связано ни с формой, ни с содержанием сообщений, передаваемых по каналу связи. Информация - абстрактная величина, не существующая в физической реальности, подобно тому, как не существует мнимое число или не имеющая линейных размеров точка.
В отличие от абстрактно мыслящих математиков и логиков инженеры, а также биологи, генетики, психологи и др. отождествляют информацию с теми сигналами, импульсами, кодами, которые наблюдаются в технических и биологических системах.
Для радиотехников, телемехаников, программистов информация - рабочий объект, который можно обрабатывать, транспортировать, так же как электричество в электротехнике или жидкость в гидравлике. Этот рабочий объект состоит из упорядоченных (модулированных) дискретных или непрерывных сигналов, с которыми и имеет дело информационная техника. Содержание принимаемых и обрабатываемых сигналов инженера не интересует. Достаточно того, что формулы Шеннона хорошо работают при расчетах технической коммуникации.
Другой активной сферой применения понятия информации явилась генетика, в рамках которой было сформулировано понятие генетической информации - как программы (кода) биосинтеза белков, представленных цепочками ДНК. Реализуется эта информация в ходе развития особи.
В социальных науках (социологии, психологии, политологии и др.) под информацией понимаются сведения, данные, понятия, отраженные в нашем сознании и изменяющие наши представления о реальном мире. Эту информацию, передающуюся в человеческом обществе и участвующую в формировании общественного сознания, называют социальной информацией.
С точки зрения индивидуального человеческого сознания информация - это то, что поступает в наш мозг из многих источников и во многих формах и, взаимодействуя там, образует нашу структуру знания. Информацией для человека являются не только сухие факты, строгие инструкции, но и то, что радует нас, волнует, печалит, заставляет переживать, восторгаться, негодовать, сочувствовать и любить. Более половины общего объема сведений, полученных в процессе разговора, приходится на так называемую невербальную информацию, которую говорящий по желанию, а иногда непроизвольно сообщает нам особой тональностью разговора, своей возбужденностью, жестикуляцией, выражением лица, глаз и т.д.